За неоплаченный проезд по платной дороге с владельцев легковых автомобилей будет взыскиваться штраф в размере 2,5 тыс. рублей, с владельцев грузовиков и автобусов — 5,5 тыс. рублей. Соответствующий законопроект, который впервые вводит административную ответственность за такого рода «нарушение», в самом конце прошлого года, 31-го декабря, внесли на рассмотрение Государственной Думы.Сейчас штрафы для тех, кто, не заплатив, проехал по платному участку дороги, в принципе, не предусмотрены. На трассах «Автодора», например, «зайцев» пока «отлавливают» окольными путями: устанавливают на пунктах взимания платы светофоры и видеокамеры, которые фиксируют пересечение пункта на красный сигнал, поскольку зеленый загорается только после оплаты проезда.
При этом в компании не устают подчеркивать, что введение штрафов непосредственно за неоплаченный проезд необходимо не только для острастки и наказания нарушителей. Отсутствие санкций прежде всего тормозит развитие системы платной эксплуатации дорог — внедрение т.н. «свободного потока» (free flow), который при движении автомобиля по платной трассе вообще не предусматривает его остановку на пунктах оплаты: стоимость проезда будет списываться со счета владельца транспортного средства автоматически.
Впервые такую систему должны запустить на Центральной кольцевой дороге (ЦКАД). Пока магистраль строили в «плавном» режиме, в таком же режиме обсуждали и готовность законодательства к переходу на free flow. Однако после того как по поручению Владимира Путина контроль за строительством трассы, которое, по большому счету, идет с отставанием, усилили и приняли сроки завершения работ, которые, в идеале, уже не должны переноситься, подготовка введения штрафов за проезд «зайцем» по платным дорогам активизировалась.
Тем более что по обновленному графику три участка ЦКАД — I, III и V этапы — должны открыть уже к октябрю этого года.
Правда, первая версия изменений в законодательство появилась еще в 2017-м году. Тогда штраф предлагали установить на уровне 5 тыс. рублей, но законопроект с этой суммой до Государственной Думы так и не дошел.
Следующей стала попытка летом прошлого года. Размер санкций собирались сделать единым для всех вне зависимости от вида транспортного средства: 2,5 тыс. рублей — за однократное нарушение, 10 тыс. рублей — за повторное.
Этот пакет документов, однако, не поддержал Совет при Президенте. Причем нарекания вызвал именно тот факт, что за неоплаченный проезд по платной дороге намереваются вводить административную ответственность (то есть штрафы). В Совете напомнили, что движение по платной трассе, по сути, осуществляется на основании договора с ее владельцем, а за нарушение договора привлекают не к административной, а к гражданско-правовой ответственности (возмещение убытков, уплата неустойки, пени и пр.).
В итоге, пакет законопроектов отправили на доработку. И в доработанном виде Правительство одобрило их в самом конце декабря 2019-го года.
Нынешняя, она же доработанная, версия
Изменения в документы действительно внесли. Прежде всего, отказались от штрафов за повторное нарушение, а сами санкции разделили по видам транспортных средств: 2,5 тыс. рублей — для легковых автомобилей, 5,5 тыс. рублей — для грузовиков и автобусов.
Правда, не совсем понятно, почему именно 5,5 тыс. рублей, если за отсутствие платы за проезд по федеральным трассам с владельцев большегрузов взыскивают 5 тыс. рублей.
С какой частотой будут наказывать за неоплаченный проезд, тоже неясно: каждый раз, когда автомобиль-«заяц» попал под камеру, или однократно за каждый выезд на платный участок? В законопроекте это не уточняется. И тем более все не просто в отношении трасс, которые полностью являются платными и исчисляются сотнями километров. Автомобилист, проехавший, например, без оплаты все 669 км М-11 получит те же 2,5 тыс. рублей штрафа, как и тот, кто прошел «зайцем» какие-нибудь 38 км этой дороги, или все-таки у него зафиксируют неоднократные нарушения? И каким образом тогда будет отсчитываться неоднократность — от съезда до съезда?
Да, следить за тем, едет автомобиль «зайцем» или нет, будут дорожные камеры. Полномочия по вынесению штрафов отдадут Ространснадзору. В случае с автомобилями, зарегистрированными в России, к ответственности будут привлекать их владельцев. Если же транспортное средство принадлежит иностранцу — то его водителя: он должен оплатить штраф прежде, чем покинет территорию России.
В то же время у нарушителей будет некоторая поблажка: штраф отменят, если в течение 60 дней неоплаченный проезд все-таки будет оплачен.
При этом второй законопроект (он поступил в Государственную Думу чуть раньше, 30-го декабря) устанавливает, что движение по платной дороге допускается только при условии внесения платы за проезд. Такая формулировка заменит часть 1 ст. 40 закона «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности». Сейчас в ней сказано, что проезд по платному участку осуществляется на основании договора с его владельцем, а факт заключения договора подтверждается документом об оплате.
И в таком виде она действительно никак не готова к внедрению free flow: в «свободном потоке» никакой выдачи «чека» перед началом пути по платной дороге не предусматривается — средства списываются автоматически по факту протяженности пройденного пути.