Данные статистики по грузообороту автомобильного транспорта продолжают удивлять. За первый месяц этого года, согласно Росстату, показатели достигли 20,4 млрд. тонно-километров, что на 12,3% больше, чем в январе 2019-го года.

Отметим, что грузооборот автомобильного транспорта демонстрировал рост на протяжении всего 2019-го года (каждый месяц отличался положительной динамикой по сравнению с тем же месяцем 2018-го года), а в апреле даже прибавил целых 14,7%.

В целом, по итогам 2019-го года показатели увеличились на 5,8%. И это стало лучшим после 2012-го года результатом. Прежде, в течение нескольких лет, рост грузооборота если и наблюдался, то не выходил за пределы 3%: максимальными были показатели 2018-го года — всего +2,3%.

И это тем более странно, что общий грузооборот транспорта в 2019-м году увеличился только на 0,6% и, за исключением автомобильного, по другим направлениям практически не рос (железнодорожный транспорт прибавил только 0,2%, трубопроводный — 0,7%) или даже, наоборот, падал: морской транспорт — -1%, внутренний водный — -4,9%, воздушный — -4,6%.

В январе этого года ситуация, в целом, остается прежней: общий грузооборот «просел» (-4,4%) и другие виды транспорта, кроме автомобильного, демонстрируют такое же падение. Единственное: вместе с автомобильным отличились еще внутренние водные пути (+19,4%). Остальные направления (железнодорожное, морское, воздушное и трубопроводное), повторимся, оказались в минусе.

При этом, однако, развитие автомобильных грузоперевозок, как можно было бы полагать из данных Росстата, другими показателями не подтверждается. Так, например, продажи грузовиков, указывающие на доходную часть отрасли, в 2019-м году не то что не росли, а даже впервые за три года снизились. Только в декабре прошлого года и в январе этого они резко прибавили (в январе — сразу на 19%), да и то, скорее, из-за желания перевозчиков успеть приобрести новые автомобили до тех пор, пока в их цены не включили повышенный с 1-го января утилизационный сбор.

О стагнации в отрасли говорят и участники рынка, отмечая, что данные Росстата о действительном росте вряд ли свидетельствуют. «Мы можем предположить, что в условиях сегодняшней стагнации грузоперевозок рост на 12,3% может быть обусловлен двумя факторами, — комментирует исполнительный директор транспортной компании Traft Андрей Савин. — Все более частым подключением к системе «Платон» и так называемым «обелением» рынка. И то, и другое просто добавляет уже существующие тонно-километры в статистику Росстата».

«Хотя в компании Traft показатель грузооборота тоже вырос (не столь существенно — чуть менее чем на 10%), — продолжает Андрей Савин, — мы связываем данный рост, скорее, с нашими усилиями, направленными на развитие, а не с объемом рынка в целом».

ПОЗВОНИТЬ